ИСТОРИЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

О том, когда точно появилась первая вывеска, пожалуй, не вправе рассуждать ни один маркетолог или историк. Рекламная графика насчитывает сотни лет – еще задолго до появления понятия "рекламные носители" существовали информационные таблички, гласящие о продаже товаре. Как только ремесленники и крестьяне смогли накопить достаточно продукции для обмена, возникла необходимость оповестить потенциальных клиентов. Точно можно сказать, что первые рекламные вывески гласили не только о товарах, а и об услугах. Примером тому служит надпись, найденная в египетском городе Мемфис, которая уверенно заявляет о том, что некто Рино, прибывший с острова Крит, занимается толкованием сновидений. Общая же тенденция вывесок того времени сводится к тому, что к производству наружной рекламы привлекали художников и скульпторов.


В Средние века наружная реклама не приняла новых сложных форм. Связано это было с тем, что население небольших княжеств и королевств было неграмотным. На смену текстовым вывескам пришли более примитивные решения – например, ремесленник просто вывешивал предметы, связанные с его деятельностью. Булочник или мельник могли сообщить о реализуемой продукции, разместив изображение снопа колосьев или хлеба. Мастера гончарного дела могли просто прикрепить образец продукции вместо вывески.

На территории России вывески имели форму лубочных картинок. Функция такой графики изначально была развлекательной, но часто на ней размещались рекламные сообщения. Тем временем в Европу пожаловала эпоха Возрождения: города буквально были украшены рекламными вывесками. Качество исполнения заметно улучшилось, а центральное место по-прежнему занимала графика. К производству наружных рекламных носителей привлекали художников и скульпторов – в частности, достаточно известным является факт создания вывесок художником да Винчи.

С изобретением печатного станка в середине XIV века изменился и рынок рекламной продукции – вскоре появились листовки. За менее чем полвека такой вид продвижения товаров и услуг стал популярным по всему Старому Свету. Среди новых форматов нам известны и афиши – ими пользовались для оповещения общественности в основном власть имущие. Так было достаточно удобно оповестить о важных мероприятиях или о театральных действиях.


Вывеска с тех пор и до XIX века развивалась умеренно – значимых трансформаций не происходило. Единственное, что можно выделить из общей тенденции трансформации "наружки" – увеличение количества текстовой рекламы. Касается это и России: в начале XX века Санкт-Петербург пестрил вывесками на центральных улицах, а по городу действовали мастерские, занимающиеся изготовлением этого типа рекламных носителей. Но все же в развитии технологий продвижения товаров и услуг главную роль играет американский рынок – он по праву является прародителем современной рекламы. Большая часть постулатов были рождены маркетологами из США.


Следующей существенной ступенью в истории наружной рекламы становится применение подсветки. Ранее были попытки подсвечивать витрины и вывески, но теперь электричество позволило сделать это максимально безопасно и экономно. На территориях "развитого социализма" маркетинг сводился в основном к политической рекламе и пропаганде. Свою лепту в развитие световых наружных носителей привносит А.Селезнев – светотехник, изготовивший световую вывеску для кинотеатра на базе аргоновых трубок.
Для реализации задумок коммунистических идей, товаров и услуг было необходимо все больше ярких цветовых панно, которые стали изготавливать на Московском заводе газосветной рекламы. Помимо этого гиганта существовали и небольшие мастерские. Основная продукция – неоновые вывески для гостиниц, кинотеатров, магазинов. О качестве носителей можно поспорить: часто фрагменты не работали, а цветовая палитра была скучноватой. К популярным дефектам вывесок того времени можно отнести быстрое выцветание трубок и коррозию электродов.


В это же время на территории США используются сочные и яркие вывески, которые производились из мягкого стекла – эта технология позволяет сделать световую рекламу любого размера. В настоящее время современная рекламная вывеска преобразилась – аналогичные материалы и технологии используются по всему миру, а количеству ярких рекламных конструкций никто не удивляется.